Организация предметно-развивающей среды и методическое оснащение группы (литература, учебно-методический комплекс, технические средства обучения, ИКТ, наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал и т.д.)
Паспорт группы « Звездочка».
Группа соответствует нормативно - гигиеническим нормам : приемная, игровая,
спальня, моечная, туалет. Расположена группа на втором этаже. Все источники
искусственного освещения содержаться в исправном состоянии. Вся мебель
соответствует возрасту детей и отвечает требованиям ТБ. Температурный режим
и освещение в соответствии СанПин.
Оформление приемной.
Цель: Информировать родителей о тематической работе с детьми, привлекать
родителей к совместной педагогической деятельности по развитию индивидуальных
и творческих способностей, воспитанию нравственных качеств личности ребенка.
В приемной имеются индивидуальные шкафчики на каждого ребенка, скамейки в
количестве 3 штуки.
Стенды для детского творчества детей: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина
и природного материала. Оснащение: информация для родителей, режим дня,
расписание НОД, объявления, кармашек для меню, советы и консультация
для родителей. Также имеется иформация физкультурного, медицинского работника,
логопеда.
В приемной имеются индивидуальные шкафчики на каждого ребенка, скамейки в
количестве 3 штуки.
Стенды для детского творчества детей: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала. Оснащение: информация для родителей, режим дня, расписание НОД, объявления, кармашек для меню, советы и консультация для родителей. Также имеется информация физкультурного, медицинского работника, логопеда.
Мебель в группе:
Стенка для дидактических материалов, наглядных пособий, учебных принадлежностей, настольных игр -1 штука.
Полка книжная – 1 штука.
Столы ученические – 10 штук.
Полка – стеллаж для игрушек – 1 штука.
Стульчики – 40 штук.
Доска ученическая ( магнитная) -1 штука.
Спальня:
Кровати трехсекционные детские – 9 штук.
Матрасы- 36 штук.
Одеяла – 36 штук.
Комплекты детского постельного белья – 36 штук.
Покрывало – 9 штук.
Стол письменный – 1 штука.
Полочка для методической литературы – 1 штука.
Массажные коврики – 4 штуки.
Центры дежурства:
Фартуки для дежурства, колпачки – 2 шт
В группе есть следующие центры развития детей:
Центр физического развития:
Цель: Формировать потребность ежедневной двигательной активности, развитии ловкости, смелости, координации движений, воспитывать здоровый образ жизни.
В этом центре есть: коврики дорожные, массажные 6 штук, обручи, мячи разных размеров, кегли, гантели, кольцеброс, карточки с изображением видов спорта, бубен большой и маленький, веревки, шнурок, нетрадиционное спортивное оборудование.
Центр Безопасности:
Цель: Формирование первичных представлений о безопасности поведения в быту, социуме, природе. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Имеется: макет проезжей части, машинки. Макет светофора, дорожных знаков. Щит пожарной безопасности: макет пожарного огнетушителя, макет коробки с песком, пожарный шлем, костюм пожарника.
Центр природы и экспериментирования:
Цель: Формировать знания и интерес к окружающей природе, к изменениям погоды, к развитию растений, развивать познавательный интерес к предметам окружающего мира, пытливость и настойчивость через опыты с водой, песком, растениями, семенами, природным материалом.
Имеется: календарь природы( где показаны времена года, части суток, дни недели, осадки), макет-панорама дерева в разные времена года. Коллекция камней, ракушек, семян, шишки, древесная кора, гербарий. Комнатный огород, где дети наблюдают за ростом лука. Лупа, микроскоп, разные колбачки, контейнеры из-под киндер-яйца, соломинки разновидности круп. Емкости разной вместительности, ложки, лопатки, палочки, воронки. Песочные часы, копилка опытов и экспериментов, бумажные салфетки.
Познавательная игра « Мой организм», библиотека познавательной природоведческой литературы: « Домашние животные», « Дикие животные», « Насекомые», « Рыбы. Морские и пресноводные».
Центр патриотического воспитания:
Цель: Формирование любви к родному краю, воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям (представление о стране, городах, столице, символики государства)
Имеется:
Папка с портретом Президента В. В. Путина и символами государства. Папка с портретом Главы Республики Е.М. Борисова и символами Республики Саха (Якутия). Флаг России и Флаг РС ( Я). Карта мира, глобус. Книга о городе Якутске, фотографии о реке Лена. Якутская посуда, чороны, кытыйа, туески, якутские сказки. Куклы в якутском и русском костюме. Якутские настольные игры( хабылык, хаамыска, тырынка, куерчэх.) Дидактические игры: « Мой край родной», « Животные Севера», « Озера Якутии», « Зимующие птицы», « Ягоды Якутии». Куклы в национальных костюмах ( якутский и русский).
Книжный уголок:
Цель: приучать детей слушать сказки, рассказы и стихотворения. Правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. Знакомить с произведениями писателей других стран и народов.
В книжном уголке имеются рассказы и сказки классиков и современных писателей, поэзия.
Центр театрального творчества:
Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке, развитие речи. Формирование творческой личности ребенка и его эмоционального раскрытия.
Имеется: костюмы, маски, шапочки и атрибуты для обыгрывания сказок, настольный театр, кукольный театр.
Центр ряжения:
Костюмы, шапочки ,маски.
Центр музыки:
Цель: знакомить с различными музыкальными инструментами их звучанием. Воспитывать интерес к музыке.
Имеется: Музыкальные инструменты ( дудочки, гитара, металлофоны, бубны, балалайка, погремушки)
Также в группе имеется телевизор, магнитофон, диски с обучающими мультфильмами.
Центр художественного творчества:
Цель: Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать воображение, фантазию. Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
Имеется: краски (акварельные, гуашевые), цветные карандаши, пластилин. Дощечки для лепки, кисточки, стеки, стаканчики-непроливайки, клей, салфетки. Альбомы для рисования, раскраски, трафареты. Цветная бумага, картон. Образцы для рисования и аппликации. Нетрадиционная техника рисования: набрызг, на мокрой бумаге и мятой, рисование воском, цветным песком. Альбомы по декоративному рисованию: « Гжельская роспись», « Дымковская роспись», « Городецкая роспись», образцы по якутским орнаментам.
Учебный центр:
Комплект цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала. Рабочие тетради по математике и по прописям. Счеты, счетные палочки, раздаточный счетный материал ( игрушки, мелкие картинки и предметные картинки ). Серии картин: « Времена года», « Птицы». Макет часов ( учиться определять время).
Различного вида мозаика (мелкая, крупная). Пазлы, головоломки, игры-лото, шашки, домино. Игра « Салон красоты», « Домашние и дикие животные» (собирать из трафаретов). Конструкторы « Лего» ( сити) и « лего» ( дупло). Конструкторы и кубики . Небольшие игрушки для обыгрывания построек( фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников, дорожные знаки, светофоры, машины).
Сюжетно- ролевые игры:
Семья: кукольная мебель, дом. Игрушечная посуда ( тарелочки, чашки, ложечки, вилки, ножечки); микроволновка, миксер. Куклы, одежда для кукол. Коляски. Комплекты пастельных принадлежностей утюги. Телефоны.
Супермаркет: Касса, весы, калькулятор, бумажные деньги. Овощи и фрукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия. Корзины, сумки, кошельки. Предметы – заместители. Стеллажи.
Больница: Медицинские халаты, шапочки. Вата, лекарства, бинты, градусники, банки, мерные ложечки, стаканчики, рецепты. Таблицы для проверки зрения, приборы для слушания дыхания, ростомер, наборы доктора.
Салон красоты: зеркало, журналы причесок, наборы для парикмахера, фены, бигуди, плойки ( игрушки),заколочки, резинки для причесок, различная детская бижутерия. Накидки для детей и кукол.
Моечная:
Стол- 1 штука.
Раковины- мойки- 2 штуки.
Тазы – 3 штуки.
Стаканы для чая -40 штук.
Ложки чайные – 40 штук.
Ложки для супа – 40 штук.
Вилки – 40 штук.
Ножик для масла – 1 штука.
Поварешки – 2 штуки.
Тарелки для супа – 40 штук.
Тарелка маленькая – 40 штук.
Тарелка для хлеба – 5 штук.
Шкаф под посуду – 1 штука.
Шкаф для хранения моющих средств 1 штука.
Кастрюли – 3 штуки.
Чайник, поднос – по 1 штуки.
Сушилка для посуды – 1 штука.
Салфетницы – 9 штук.
Посудомоечная машинка – 1 штука.
Туалетная комната:
Унитазы – 3 штуки.
Раковины – 3 штуки.
Шкаф для работников – 1 штука.
Шкаф для уборочного инвентаря и моющих средств – 1 штука.
Полочки навесные пятисекционные для полотенец – 9 штук.
Полотенца – 40 штук.
Корзина для бумаги – 2 штуки.
Мыльницы – 3 штуки.
Ножная ванная – 1 штука.
Таз для мытья игрушек – 1 штука.
Тазы – 2 штуки.
Ведро эмалированное для воды – 2 штуки.
Ведро пластмассовое для мытья полов – 2 штуки.
Швабра с щеткой – 1 штука.
Швабра деревянная – 1 штука.
Совок с щеткой – 1 штука.
Методическая литература:
Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа Волгоград: Учитель, 2013;
Комплексно – тематическое планирование по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Подготовительная группа Волгоград: Учитель, 2013;
Журнал « Воспитатель ДОУ». ФГОС « Развитие художественных способностей дошкольников» Т.С. Комарова. ФГОС « Развитие речи в детском саду» подготовительная к школе группа В.В.Гербова – М.; Мозаика – Синтез. 2014. « Развитие речи детей 5-7 лет» под ред. О.С.Ушаковой – М.: ТЦ Сфера, 2013. ФГОС « Формирование элементарных математических представлений» подготовительная к « Беседы о хорошем и плохом поведении» Т.А.Шорыгина школе группа – М.:Мозаика – Синтез, 2014.– М.: ТЦ Сфера, 2013. ФГОС « Трудовое воспитание в детском саду» для занятий с детьми 3-7 лет Л.В.Куцакова – М.: Мозаика – Синтез, 2014. « Большая поэзия для маленьких детей « Времена года»» - М.: Мозаика – Синтез.201
Предметно – развивающая среда в группе.
Требования ФГОС к предметно – развивающей среде:
1. Предметно – развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды предполагает:
А) доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, который предполагает развитие игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей. Двигательная активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
Б) Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
В) Возможность самовыражения детей.
Насыщенность среды должна соответствовать возрасту детей и содержанию Программы.
Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
При построении предметно – пространственной среды соблюдаются важные принципы: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, гендерный подход. Это и изменение пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, возможность использования разнообразных материалов ( детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы), наличие в организации различных пространств для игр, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность и безопасность.
Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, которые активизируют познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно – поисковой работы – магниты, пружинки, весы, мензурки, большой выбор природного материалов для изучения, экспериментирования, составлен материалы, которые учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игрке. Это могут быть для девочек – предметы женской одежды, украшения, сумочки, бантики; для мальчиков – наборы строительных материалов, детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения, рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Для овладением чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, настольно – печатные игры с цифрами и буквами, а также материал отображающий школьную тему.
Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Стараюсь организовывать среду так, чтобы у детей был самостоятельный выбор с кем, где, как, во что играть. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Воспитатель Антонова Лилия Юрьевна
Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск