Кружок вышивания «Чудесная иголочка»
Пояснительная записка:
В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание
уделяется рабочему месту, освещенности помещения, правилам безопасности во
время вышивания.
Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться
в понятиях: вправо – влево, вверх – вниз, лицевая – изнаночная. Обучение
показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года,
кисти пальцев становятся более ловкими, точными.
В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются
художественно – творческие способности и положительно – эмоциональное
восприятие окружающего мира.
Актуальность кружка:
Одним из важнейших показателей готовности детей к школе является развитие
мелкой моторики пальцев рук.
Практика показывает, что дети, которые занимались вышиванием, легче осваивают
технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна
тренировка, а для этого лучше подходит работа с мелким материалом. Именно в дошкольном возрасте формируется: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, все то, что необходимо ребенку в процессе обучения навыкам письма.
Вышивка – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно – прикладного творчества. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истоком культуры народа. Начинать обучение следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развита мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость , все, что необходимо для выполнения ровных стежков в вышивке. И сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств.
Цели и задачи кружка:
Цель: Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Обучающая: Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и с простейшими инструментами ( ножницами, иголкой, пяльцами).
Развивающая: Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира: воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Предполагаемые результаты:
Продолжительность занятия с каждой мини – группой 25 минут. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинают работу с того места, где закончили.
План кружка по вышиванию « Чудесная иголочка».
Октябрь
Тема:
2. Вдевание нитки в иголку. Цель: Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасное действие с иголкой.
Ноябрь
3. Познакомить с нитками для вышивания-мулине
4. Познакомить с пяльцами, которые используют при вышивании. Цель: Знакомство с пяльцами. Учить надевать ткань на пяльца. Познакомить с правилами работы на пяльцах.
5. Учить работать с иголкой. Делать стежки на бумаге
6. Учить детей делать вышивку (делать стежки по контуру)
7. Продолжать вышивание на картоне
Декабрь
Тема: «Скоро, скоро Новый год»
a) Изготовление салфеток для вышивания (сделать бахрому)
b) Выбор рисунков для вышивания
c) Учить пользоваться пяльцами. Вышивание
Январь
Тема: «Зимние забавы»
a) Изготовление салфеток для вышивания (сделать бахрому)
b) Выбор рисунков для вышивания
c) Учить пользоваться пяльцами. Вышивание
Февраль
Тема: «Русские народные сказки»
a) Изготовление салфеток для вышивания (сделать бахрому)
b) Выбор рисунков для вышивания
c) Учить пользоваться пяльцами. Вышивание
Март
Тема: «Подарок маме». Цель: Самостоятельный выбор рисунков и ниток. Индивидуальный темп работы. Завершение работы по вышиванию
Апрель:
а) Завершение вышивания салфеток различными швами по выбору детей. Обработка края – побуждать к творческой активности, поиску необычных вариантов.
б) « Шов через край» - знакомить детей с новым швом, рассказ воспитателя об использовании такого шва в практических целях.
в ) « Веселая закладка» - научить детей изготавливать необходимый предмет необычным способом, сочетая в нем различные техники.
Май:
Завершение ранее начатой работы – учить детей доводить начатое дело до конца.
Диагностика – проверить как дети хорошо владеют иглой.
Отчет о проделанной работы.
В начале занятия проводиться пальчиковая гимнастика, в ходе работы, для расслабления мышц – физминутки.
Работая по теме данного кружка, я старалась создать комфортную среду общения, развитию способностей , творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Работая с тканью, детям приходилось проявлять упорство , терпение в достижении поставленой цели. Важно, чтобы дети видели результаты своего труда. В начале года, когда мы только начинали работать, дети быстро уставали, но к концу учебного года, у детей сформировались навыки и умения в вышивании. Ребята стали более усидчивыми, стали стремиться доводить начатое дело до конца.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателя способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, вручение готовых работ родителям.
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса.
1. Практические методы: обучение,упражнение, игровой метод.
2. Словесные методы: рассказ воспитателя и детей, беседы.
3.Наглядные: наблюдение, рассматривание готовых вышитых изделий, показ образца, способа вышивания, презентации.
Все методы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к сорзданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно примененыусвоенные знания, умения и навыки.
В результате реализации плана кружка удалось положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей.
Воспитатель Антонова Лилия Юрьевна
Детский сад №79 "Лучик" г. Якутск